Хорошо ли быть патриотом?
Казалось бы, вполне естественно гордиться культурой, созданной твоими талантливыми соотечественниками. Но целые пласты этой культуры появляются вопреки, а не благодаря государству. И мы знаем множество примеров, когда государство присваивало себе таланты, которые глушило и давило при жизни. Вспомним шотландца Лермонтова, поляка Достоевского, еврея Бродского.
Когда Александр II впервые в качестве императора общался с дворянами, он сказал, что гордится Россией. Митрополит Филарет Дроздов ответил ему тайным, но опубликованным позже письмом, в котором говорилось, что русскому монарху неприлично употреблять слово «гордость», обозначающее бесовское чувство. Похоже, патриотизм и впрямь может быть бесовским. Как у генерала Шовена (отсюда шовинизм), объявлявшего: «Если ты француз, значит ты выше и лучше всех».
Но есть другая точка зрения: чем более человек – личность, тем более он – патриот человечества, а не какой-то отдельной части человечества. Кто-нибудь возразит: «Любить всё человечество – слишком абстрактно». Но племя, нация, идеология, меняющаяся по несколько раз в столетие, – разве не абстракция?
Предполагаю, что от мыслей Льва Толстого на эту тему у современного обывателя вообще зашевелятся волосы:
«Если мы хотим жить в мире, то не только нельзя сочувствовать могуществу своего отечества, но надо радоваться его ослаблению и содействовать этому. Потому что чем больше государство, тем злее его патриотизм, тем на большем количестве страданий зиждется его могущество.
И как глупо бывает молодому человеку восхвалять самого себя, настолько же глупым должно считаться восхваление своего народа, как оно теперь производится в разных лживых отечественных историях, картинах, памятниках, учебниках, статьях, стихах, проповедях и гимнах.
До тех пор, пока мы будем воспитывать патриотизм в молодых поколениях, у нас будут вооружения, губящие и физическую, и духовную жизнь народов, будут и войны, ужасные, страшные войны».